Шушкова О.А., воспитатель
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.
Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности по развитию речи.
Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале учебного года педагоги знакомят родителей с новыми задачами воспитания, рассказывают какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени ( у детей 4 лет воспитание звукопроизношения, у детей 5 лет формирование монологической речи, у детей 6 лет – формирование навыков звукового анализа речи и т.д.), знакомит с основными ошибками в речи детей. Можно использовать такие формы как тематические беседы, лекции и консультации специалистов по проблемам речи.
Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений.
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе.
Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.
В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты ( загадки, пословицы, поговорки), которые родители могут использовать, развивая малыша.
К родительским собраниям обычно организуют тематические выставки книг для детей, педагогической литературы для родителей.
Есть еще одна форма контакта детского сада и родителей – привлечение родительского актива к организации экскурсий, поездок, посещение всей группой места работы кого либо из родителей.
Кроме коллективных форм работы существуют индивидуальные. Воспитатель информирует родителей о состоянии речи их ребенка, отмечает положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, книг, картинок.
Можно рекомендовать родителям читать специальную литературу. С удачными вариантами рекомендаций проверочного характера для родителей воспитанников всех возрастных групп знакомит книга А.И. Максакова «Развитие правильной речи ребенка в семье».
Совместная деятельность заведующей и коллектива, опора на актив четкое и своевременное выдвижение задач и организационных форм работы, их постепенное усложнение, совместное подведение итогов – вот залог успешной методической работы в детском саду.
ЛИТЕРАТУРА:
1.А.М. Бородич «Методика развития речи»
2.«Развитие речи детей дошкольного возраста» под ред.Ф.А. Сохина
3. журнал «Дошкольное воспитание» №6 – 2000 г.