Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Зинова Н.П., учитель-логопед

Ребенок должен правильно произносить все звуки и уметь четко выражать свои мысли. Если какой-то звук (особенно часто «р») ему не дается, он его совсем опускает или произносит неправильно, родителям не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различные слова, в которых содержится неудачно произносимый звук. Важно при ребенке самим говорить правильно, четко, и обычно он сам справляется со своим недостатком. Произношение звуков, по мнению специалистов, самостоятельно исправляться до пятилетнего возраста. Если же этого не произошло, следует обратиться в детскую поликлинику к специалисту-логопеду. Чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для будущего школьника. Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки произношения.

Правильно говорить – это одна сторона дела. С ребенком, не посещающим дошкольное учреждение, необходимо дома проводить занятия, способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, доступных для детского понимания, обращать внимание на тонкое восприятие оттенков их значения, на образное их употребление. Очень важно научить ребенка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребенку побольше. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребенка, прелагая ему заучивать небольшие стихотворения, потешки.

Желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль. Целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности. Нет необходимости каждый раз читать и рассказывать детям что-то новое. Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил какую-то неточность. При этом ребенок учится проявлять высокую активность.

Чтобы облегчить ребенку овладение математикой, к началу школьных занятий нужно обучить его, как полагают педагоги, считать в пределах десяти, составлять несложные задачи и решать их. Сначала необходимо, чтобы будущий школьник усвоил, что число предметов не зависит от их размера, формы, цвета, расположения, научить его сравнивать предметы по величине (высоте, длине, толщине), определять количественное соотношение вещей. Ребенок должен понять, как получается при счете каждое новое число, чем, оно отличается от большого числа меньшее. При этом следует иметь в виду, что детям этого возраста присущи конкретность, наглядность, образность. Ребенок осмысленно воспринимает задачу, если видит или конкретно представляет, то о чем в ней говориться, успешно ее решает, когда ход решения подкрепляется наглядно. В связи с тем, что у шестилетних ребят способность к абстрагированию еще недостаточно сформирована. Совершать умственные действия с отвлеченными числами им сложно.

Подготавливая детей к школе, необходимо научить их выполнять разнообразные движения кистями и пальцами рук. Без чего будет трудно освоить письмо, при котором важно умение делать рукой равномерные, плавные, ритмичные, мелкие движения. Такие движения хорошо отрабатываются при рисовании, раскрашивании картинок, перерисовании.

Сложные мелкие движения кистей и пальцев, обеспечивающие возможность неотрывного проведения плавных линий, хорошо развиваются при рисовании разнообразных завитков, часто встречающихся в народном декоративном творчестве. Для этих же целей очень полезно лепить из пластилина различные мелкие фигурки, вырезать из бумаги или картона и с помощью клея мастерить разнообразные предметы, вырезать из сложенной в несколько слоев бумаги кружевные салфетки, делать бумажные кораблики или самолетики.

Специалисты рекомендуют 1-2 раза в неделю проводить занятия по специальной подготовке руки к письму. Не надо учить писать буквы или цифры. Ребенок с помощью написания отдельных их элементов должен усвоить движению пальцев и кистей. Такие занятия одновременно будут воспитывать внимание, сосредоточенность, усидчивость, то есть те качества, которые потребуются от ребенка в школе. Вначале следует показать, как должны двигаться при написании данного элемента пальцы и кисть. Затем отработать с ребенком эти движения в воздухе, потом предложить перерисовать данный элемент по пунктирным линиям, заранее намеченным взрослым. Необходимо иметь в виду, что 5-6 летний ребенок не может писать непрерывно более 2-3 минут. Через такой отрезок времени нужен перерыв для отдыха и разминки кистей и пальцев, которые рекомендуется поочередно сжимать и разжимать.

Важно приучать ребенка не торопиться и выполнять задание точно и аккуратно. Осваивать написание более одного элемента в неделю нецелесообразно. Продолжительность занятия может составить 20 – 25 минут. Огромная ценность подобных занятий заключается еще и в том, что усвоение тонких движений пальцев и кистей способствует развитию мозга и речи. Во время занятий не следует отвлекать ребенка посторонними вопросами, другими делами. Важно приучить будущего школьника не бросать работу, прежде чем она будет выполнена до конца, выработать у него усидчивость и внимание, серьезное отношение к тому, чем занимается.

Подготовка к школе включает и приобретение учебников, тетрадей, школьных принадлежностей. Школьная форма должна строго соответствовать росту будущего ученика, быть удобной; слишком свободная или, наоборот, слишком тесная одежда не только не красивая, но и не удобна, может оказывать неблагоприятное действие на осанку.

При подготовке ребенка к школе нужно заранее изучить с ним правила дорожного движения, а затем обязательно потренировать его непосредственно на улице, на перекрестках и разветвлениях, чтобы он хорошо знал, как ему идти в школу.

Если ребенка начинают готовить к школе задолго до наступления школьного возраста и все члены семьи принимают в этом участие, то он, как правило, вступает в школьную жизнь спокойно и уверенно, и учеба для него становится источником радости и удовлетворения.