Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Бобровская Ю.П.,старший воспитатель

Мир детства невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция для дошкольника выполняет важные функции в его развитии:

  • дает возможность прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать « как взрослый» врачом, поваром, моряком;
  • открывает широкие горизонты для общения прежде всего со сверстниками, дает возможность взаимодействовать, как внутри разных ролей, так и просто обсудить «несерьезные» детские дела;
  • служит в будущем базой для развития самых разных навыков общения;
  • помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и т.п.;
  • способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи и т.д. ( в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка);
  • служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности – учебе.

Именно поэтому игра продолжает быть объектом пристального внимания как ученых, так и практиков. Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны, родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих чад к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что недоигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе.

Педагоги ДОУ, в свою очередь, ориентируясь на такой социальный заказ, стали стремиться наполнить жизнь ребенка, особенно старшего дошкольника, различными видами учебной деятельности. Наблюдения показывают, что многие воспитатели разучились играть. Часто педагогу гораздо проще подготовить и провести яркое интересное занятие, чем организовать полноценную игровую деятельность.

Развитию ребенка в игре способствует, с одной стороны, компетентное руководство взрослого, а с другой – грамотная организация игровой среды.

Неоспоримым является тот факт, что игровое пространство дошкольного учреждения носит более развивающей характер, чем в семье.

Развитию замыслов увлекательного сюжета, построению интересных моделей мира и прочего будет способствовать расширение границ игрового пространства дошкольного учреждения.

С.Новоселова выделяла важный базовый компонент пространства детского сада – универсальную игровую зону, иначе говоря, игротеку. Пространство игротеки организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям творческого развития ребенка, формирования разных сторон его личности. Это незапрограммированная среда, которая расширяет поле деятельности ребенка.

Необходимо отметить, что возможности использования игротек очень широки. Основное их назначение – служить системообразующим звеном игровой деятельности. Универсальность игротеки позволяет найти в ней занятие детям всех возрастов. Она обогащает игры.

В игротеках возможна организация работы разных специалистов ДОУ – психолога, логопеда и т.д.

Игротеки могут носить как универсальный, так и тематический характер. Например в условиях ДОУ возможно организовать следующие виды игровых зон:

« В мире много сказок»;

Умники и умницы»;

«Игротека по ПДД»;

«Город мастеров»;

Спортотека.

При организации работы с детьми в игротеке « Умники и умницы», основной целью которой является целенаправленное развитие конструктивной и познавательной деятельности детей, педагоги ставят общие ( расширение представления о разных видах действительности, обогащение кругозора) и специальные задачи ( формирование познавательного интереса, умственной активности).

Работая с детьми в пространстве игротеки « В мире сказок» педагог-психолог может использовать приемы эффективного метода сказкотерапии.

У воспитателей, которые признают недостаточность внимания к проблемам трудового воспитания, появится возможность познакомить детей с разными видами труда, изучить орудия производства в рамках игротеки « Город мастеров».

Пространство спортотеки позволит обогатить физкультурно-оздоровительную среду.

Для каждой из игротек характерно свое наполнение. Так, в игротеке « Умники и умницы» должно быть представлено большое количество конструкторов разной степени сложности, интеллектуальных настольно-печатных игр, шнуровок, интерактивных, развивающих центров, пазлов, домино, лото, можно также использовать детские компьютеры.

Создание игротеки требует профессионального подхода и определенного уровня мастерства, это совместное творчество педагогов, психологов.. Каждый элемент игротеки должен нести определенную нагрузку.

ЛИТЕРАТУРА:

Журнал « Справочник старшего воспитателя ДОУ» №3-2009 г.