Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Куликова Л.Н., воспитатель

Благодаря непосредственному общению воспитателя с ребенком происходит то главное в педагогической деятельности, о чем говорил К.Д. Ушинский – «воздействие личности на личность». Общение «педагог – дети» - главный педагогический инструмент, от которого зависит контакт и взаимопонимание между ними, и следовательно успех всего воспитательного процессе.

Не может не оказывать влияние на течение педагогического процесса и то, каков уровень культуры речевого общения педагога со своими коллегами, родителями. Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения сложившаяся внутри коллектива сотрудников, хотя и остается для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета. Пожалуй, редко кто задумывается: умею ли я общаться с окружающими людьми, коллегами. Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям. Норма вежливости. И наконец приветливое «здравствуйте» – это стимул хорошего настроения для того к кому оно обращено.

Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые.

Вежливость – это самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то значит обязан уважать других.

В силу производственных отношений каждый сотрудник детского сада. Хочет он того или нет, повседневно соприкасается со своими коллегами. Это обязывает каждого вырабатывать в себе умение ясно и четко выразить мысль. Тональность речевого общения – это один из значительных факторов, который во многом определяет нравственно-эмоциональный климат в детском саду. Все это в конечном счете влияет на качество воспитания детей.

Известно, что культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно или небрежно, холодно. Все зависит от того, тоном мы их произносим и с каким выражением лица. Тональность речевого общения во многом зависит от социальных и личностных факторов – от общей культуры человека, его эмоциональной воспитанности, темперамента, лексического багажа. Воспитанный человек всегда чувствует, как вести разговор в зависимости от обстановки – официальный или неофициальный, от сложившейся ситуации, степени знакомства и даже личных качеств того, с кем он общается. Известно, что сотрудничество с родителями не мыслится без умения воспитателя быть объективным в оценке детей, их поведения, способностей, развития.

Чтобы сказать о недостатках ребенка требуется большой такт, который подскажет воспитателю с чего начать разговор, определить его тональность, как и в какой форме высказать самое трудное.

Воспитатель не должен родителям навязывать рекомендации, высказывать их в назидательной форме. Культура словесных обращений зависит от того, как сформулировано обращение и с какой интонацией оно произнесено, нетрудно судить об уровне речевой культуры человека.

Воспитатель знает, что малыши легче откликаются на привычное домашнее обращение. Для маленького ребенка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность. Со старшими дошкольниками уместны еще и шутки, мягкая ирония, добродушное подтрунивание – все, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости.

Постоянный контроль педагога за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои недостатки и достоинства с точки зрения профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, вспыльчивость мешают педагогу. Подобные проявления нельзя оправдывать характером, так как это результат низкой требовательности к себе.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений- к этому должен стремиться воспитатель.

Журнал «Дошкольное воспитание» №3-1988г.